Профилактика острых кишечных инфекций (ОКИ)

        Профилактике кишечных инфекционных заболеваний уделяется огромное внимание. На этом пути достигнуты определенные успехи, однако кишечные инфекции и сегодня остаются одной из серьезнейших проблем здравоохранения.

     В структуре инфекционной патологии кишечные инфекции составляют около 20%, нанося значительный экономический ущерб.

   К острым кишечным инфекциям относятся: дизентерия, сальмонеллез, гастроэнтерит, вирусный гепатит А, пищевые токсикоинфекции, брюшной тиф и паратифы. В последние годы возросла роль вирусов в возникновении острых кишечных инфекций: ротавирусный гастроэнтерит, инфекция норволк-вирусная (эпидемический вирусный гастроэнтерит) в народе известные как «кишечный грипп, ОРВИ с кишечным синдромом». Острые кишечные инфекции могут встречаться в любое время года: вирусные, чаще в холодное время, с ростом заболеваемости гриппом и ОРВИ, пик заболеваемости бактериальными инфекциями приходится на летний сезон. Большинство возбудителей кишечных инфекций отличаются высокой устойчивостью. Например: возбудители брюшного тифа и паратифов остаются жизнеспособными в молоке более 70 дней, в воде несколько месяцев. Дизентерийные микробы живут и размножаются в молоке около 6 дней, в речной воде сохраняются до 35 дней, вирусы сохраняют жизнеспособность на различных объектах окружающей среды от 10-15 дней до 1 месяца, в фекалиях - до 7 месяцев.

Как проявляются кишечные инфекции?

    Как правило, они начинаются остро, с повышения температуры, жидкого стула, болей в животе, может быть тошнота и рвота.

   Основные распространители кишечных инфекций - больные люди. Опасными могут быть не только те, у кого кишечное расстройство ярко выражено, но и люди больные настолько легко, что они даже не обращаются за медицинской помощью. Именно среди них особенно часто обнаруживаются носители заразных микробов. Не менее опасны практически здоровые бактерионосители, ведь их не изолируют, они широко и свободно общаются с другими людьми и, не считая себя способными заражать, не соблюдают мер предосторожности.

    При всех кишечных инфекциях наиболее заразны выделения больного. Недуг же развивается лишь в том случае, когда микроб попадает в организм через рот. В большинстве случаев в этом повинны наши собственные руки. Сначала микробы попадают на них - достаточно для этого взяться за ручку дверей или спускового устройства туалета, прикоснуться к предметам, которыми пользовался больной, и позабыть о необходимости вымыть руки! С загрязненных рук микробы могут попасть в пищевые продукты. В фарше, мясе, холодных закусках, молоке, молочных продуктах, кремовых изделиях, салатах условия для жизни и размножения кишечных микробов самые благоприятные. При этом сами эти зараженные продукты кажутся вполне свежими, пригодными к еде. Вот почему всем, кто готовит пищу, надо соблюдать большую осторожность. Соблюдение правил приготовления пищи и хранения продуктов - важная защитная мера. В каждом доме надо иметь отдельные доски для разделки сырого и вареного мяса, рыбы, овощей. Если пользоваться одной доской, одним и тем же ножом, в уже сваренные продукты могут быть внесены опасные микробы. Уже через два-три часа они при комнатной температуре размножаются и достигнут такого количество, которое способно вызвать заболевание.

  В связи с этим следует напомнить: продукты, особенно вареные, необходимо хранить на холоде, всячески оберегать их от мух и перед едой подвергать термической обработке.

    Еще один важный путь передачи возбудителей - загрязненная вода. В жаркие месяцы большую осторожность должны проявлять все, кто выезжает отдыхать за город - всегда следует брать с собой запас кипяченой воды, чтобы не приходилось пользоваться непроверенными источниками. Купленные на рынках овощи и фрукты необходимо промывать кипяченой водой. Заразиться можно и купаясь в реке, пруде, озере, ведь, нередко при этом люди заглатывают воду.

 Самый надежный путь предупредить распространение кишечных заболеваний - заранее обезвредить источник инфекции. Вот почему своевременное обращение в лечебное учреждение при любом расстройстве желудочно-кишечного тракта приобретает исключительное значение. Врач может при необходимости изолировать больного, провести дезинфекцию, начать лечение.

        Распространение кишечных инфекций можно предупредить.

           Эксперты Всемирной Организации Здравоохранения разработали десять «золотых» заповедей для предотвращения кишечных инфекций:

1. Выбор безопасных пищевых продуктов.

2. Тщательное приготовление пищи.

3. Употреблять пищу по возможности сразу после приготовления.

4. Тщательно хранить пищевые продукты.

5. Тщательно подогревать приготовленную заранее пищу.

6. Не допускать контакта между сырыми и готовыми пищевыми продуктами.

7. Часто мыть руки.

8. Содержать кухню в чистоте.

9. Защищать пищу от насекомых, грызунов и других животных.

10. Использовать качественную, чистую воду.

Подробнее о золотых правилах:

                                  10 ПРАВИЛ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ОКИ

(ОСТРЫХ КИШЕЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ)

          Экспертами Всемирной Организации Здравоохранения для эффективного санитарного просвещения населения всей планеты по профилактике ОКИ (острые кишечные инфекции) были разработаны десять «золотых» правил для предотвращения пищевых отравлений (инфекций).

         1. Выбор безопасных пищевых продуктов. Многие продукты, такие как фрукты и овощи, потребляют в сыром виде, в то время как другие — рискованно кушать без предварительной обработки. Например, всегда покупайте пастеризованное, а не сырое молоко. Во время покупки продуктов имейте в виду, что цель их последующей обработки — сде­лать пищу безопасной и удлинить срок ее хранения. Определенные продукты, которые потребляются сырыми, требуют тщатель­ной мойки, например, салат.

          2. Тщательно приготавливайте пищу. Многие сырые продукты, главным образом, птица, мясо и сырое молоко, часто обсеменены патогенными микроорганизмами. В процессе варки (жарки) бактерии уничтожаются, но помните, что температура во всех частях пищевого продукта должна достигнуть 70° С. Если мясо цыпленка все еще сырое у кости, то поместите его снова в духовку до достижения полной готовности. Замороженное мясо, рыба и птица должны тщательно оттаиваться перед кулинарной обработкой.

         3. Ешьте приготовленную пищу без промедления. Когда приготовленная пища охлаждается до комнатной температуры, микро­бы в ней начинают размножаться. Чем дольше она остается в та­ком состоянии, тем больше риск получить пищевое отравление. Чтобы себя обезопасить, ешьте пищу сразу после приготовления.

          4. Тщательно храните пищевые продукты. Если Вы приготовили пищу впрок или хотите после употребления сохранить остав­шуюся ее часть, имейте в виду, что она должна храниться либо горячей (около или выше 60° С) либо холодной (около или ниже 10° С). Это исключительно важное правило, особенно если Вы на­мерены хранить пищу более 4-5 часов.

  Пищу для детей лучше вообще не подвергать хранению. Общая ошибка, приводящая к бесчисленным случаям пищевых отравле­ний — хранение в холодильнике большого количества теплой пищи. Эта пища в перегруженном холодильнике не может быстро полно­стью остыть. Когда в середине пищевого продукта слишком долго сохраняется тепло (температура свыше 10° С), микробы выживают и быстро размножаются до опасного для здоровья человека уровня.

          5. Тщательно подогревайте приготовленную заранее пищу. Это наилучшая мера защиты от микроорганизмов, которые могли размножиться в пище в процессе хранения (правильное хранение угнетает рост микробов, но не уничтожает их). Еще раз, перед едой, тщательно прогрейте пищу, (температура в ее толще должна быть не менее 70° С).

           6. Избегайте контакта между сырыми и готовыми пищевыми продуктами.

    Правильно приготовленная пища может быть загрязнена путем соприкосновения с сырыми продуктами. Это перекрестное загрязнение может быть явным, когда например, сырая птица соприкасается с готовой пищей, или может быть скрытым. Например, нельзя использовать одну и ту же разделочную доску и нож для приготовления сырой и вареной (жареной) птицы. Подобная практика может привести к потенциальному риску перезаражения продуктов и росту в них микроорганизмов с последующим отравлением человека.

        7. Часто мойте руки. Тщательно мойте руки перед приготовлением еды и после каждого перерыва в процессе готовки — особенно, если Вы перепеленали ребенка или были в туалете. После разделки сырых продуктов, таких как рыба, мясо или птица, опять вымойте руки, прежде чем приступить к обработке других продуктов. А если у Вас имеется инфицированная царапина (ранка) на руке, то обязательно перевяжите ее или наложите пластырь прежде, чем приступить к приготовлению пищи. Также помните, что домашние животные — собаки, птицы и особенно, черепахи — часто носители опасных микроорганизмов, которые могут попасть в пищу через Ваши руки.

     8. Содержите кухню в идеальной чистоте. Так как пища легко загрязняется, любая поверхность, используемая для ее приготовления, должна быть абсолютно чистой. Рассматривайте каждый пищевой обрезок, крошки или грязные пятна как потенциаль­ный резервуар микробов. Полотенца для протирания посуды должны меняться каждый день. Тряпки для мытья полов также требуют частой стирки.

        9. Храните пищу защищенной от насекомых, грызунов и других животных.Животные часто являются переносчиками патогенных микроорганизмов, которые вызывают пищевые отравления. Для надежной защиты продуктов храните их в плотно закрывающихся банках (контейнерах).

         10. Используйте чистую воду. Чистая вода исключительно важна как для питья, так и для приготовления пищи. Если у Вас есть сомнения в отношении качества воды, то прокипятите ее перед добавлением к пищевым продуктам или перед использованием.

              Профилактика острых кишечных инфекций (ОКИ)

        В обыденной жизни нас окружает более 100 видов (!) микроскопических агентов, которые способны вызвать у человека острый инфекционный процесс кишечного заболевания. Это, например, бактерии, вызывающие у людей заболевания дизентерией, сальмонеллезом, иерсиниозом, клостридиозом, кампилобактериозом, стафилококковые отравления и вирусы, вызывающие ротавирусную и энтеровирусную инфекцию и др.

     Основным источником инфекции при вирусных и бактериальных кишечных инфекциях являются больные и бактерионосители (лица со стёртой формой острой кишечной инфекции). Кроме больного человека, при сальмонеллёзах источниками возбудителя инфекции являются домашние животные (рогатый скот, свиньи, домашняя птица), мясо которых заражено. Сальмонеллы могут встречаться в яйцах домашней птицы – утки (особенно), кур. При стафилококковом отравлении источником возбудителя инфекции также является человек, у которого имеются гнойничковые поражения кожи (панариций, нагноившаяся рана кисти и др.) или хронические воспалительные процессы в носоглотке. Особенно опасно, если эти заболевания есть у кондитеров и поваров. Стафилококк хорошо и быстро растёт на сладких продуктах (крем, кисель, компот, помадка и др.). При размножении он выделяет яд (токсин). Если человек употребляет в пищу еду, в которой имеется стафилококковый токсин, то уже через несколько часов у него возникнет клиника острого отравления.

         Выделяя возбудителей во внешнюю среду с испражнениями, больные люди или носители инфекции посредством грязных рук заносят его в пищу или на окружающие поверхности предметов.

    Конечно, наиболее эпидемически опасен пищевой путь распространения инфекции. Болезнетворные бактерии, попав посредством грязных рук на скоропортящиеся продукты питания, которые не подвергаются термической обработке, очень быстро там размножаются. Уже через 20-30 минут количество микробов достигает такого уровня, который достаточен для заражения. Причём органолептические свойства продукта при этом никак не изменяются. То же самое происходит при обсеменении термически обработанных и остывающих готовых блюд. Но есть продукты, например, овощи и фрукты, на которых болезнетворные микроорганизмы (иерсинии) находятся всегда. Поэтому перед тем как готовить овощей салаты или давать детям фрукты в целом виде, необходимо их обезвредить, подвергнув после мытья ошпариванию или бланшировке.

         ПРИ ПЕРЕДАЧЕ инфекции бытовым путём её распространение носит цепочный характер. Развитие эпидемической ситуации, если со стороны администрации учреждения не принимаются меры по её локализации и ликвидации, осуществляется по единой схеме. Ребёнок, заразившийся в семье от родителей, заносит инфекцию в группу. Иногда заражение его происходит в группе от больных детей или персонала, осуществляющего уход за ним. Впоследствии болезнетворные микроорганизмы посредством немытых рук передаются от больного ребёнка к здоровым детям. Передача бактерий или вирусов происходит через загрязнённые источником инфекции санитарно-технические приборы – краны умывальников, спусковые краны унитазов, столовую посуду, дверные ручки, перила лестниц, мебель, бельё и другие поверхности. Заболеваемость, как правило, ограничивает один круг общения (группа, семья), однако пренебрежение к требованиям санитарных правил, а также несоблюдение персоналом и детьми правил личной гигиены может привести к возникновению вспышки во всём учреждении.

         В отличие от бактерий, вирусы не размножаются на поверхностях предметов, в воде и продуктах питания, однако при попадании в организм человека даже несколько вирусных частиц способны вызвать у него острое кишечное заболевание.

       Практически при всех острых кишечных инфекциях, вызываемых различными возбудителями, ведущим клиническим проявлением является расстройство стула. При этом часто наблюдается рвота, которой предшествует тошнота. После рвоты наступает чувство облегчения. При кишечных инфекциях расстройство стула сочетается с признаками интоксикации и сопровождается повышением температуры тела. При значительной потере жидкости с рвотой и жидким стулом развивается обезвоживание организма, которое, особенно у детей, способно вызвать нарушения в работе сердечнососудистой системы организма. Раннее обращение за квалифицированной медицинской помощью и своевременно начатое лечение позволят снизить риск возникновения у детей этих осложнений.

          Как правило, заболевание начинается остро с появлением вышеперечисленных признаков, однако, особенно при вирусных кишечных инфекциях, может начинаться и протекать в течение нескольких дней с незначительным повышением температуры тела и катаральными явлениями в носоглотке (покраснения слизистой оболочки дужек в полости рта, насморка и кашля). Расстройство стула и рвота могут присоединяться позже – через 2-3 дня, однако заразным больной становится уже с первых часов заболевания.

           После перенесённого острого кишечного заболевания наступает выздоровление и болезнь не оставляет никаких последствий. Но иногда, особенно это характерно для дизентерии и сальмонеллёза, болезнетворные микроорганизмы не спешат расстаться с больным, периодически вызывая у него рецидивы болезни. Как правило, возникает это в случаях неправильного лечения больного (самолечения) или позднего обращения его за медицинской помощью. Человек может годами быть носителем возбудителя, что способствует возникновению хронических форм заболевания.

        С ЦЕЛЬЮ эффективной профилактики острых кишечных инфекций в коллективе учреждения должна сформироваться атмосфера, в которой каждый работник будет себя ощущать не последним звеном в этой работе и ежедневно ответственно исполнять требования, предусмотренные санитарными правилами (СанПиН № 14-31-95 «Санитарные правила и нормы устройства и содержания детских дошкольных учреждений

        Эффективной преградой против заноса инфекций в учреждение является утренний приём детей в группы.

Особое внимание следует уделять детям, которые по различным причинам длительно (более 2 месяцев) не посещали группу, и к «новичкам». При малейшем подозрении у ребёнка отклонений со стороны здоровья воспитатель должен отправить его к медицинскому работнику, для более квалифицированного осмотра или в поликлинику к педиатру. Воспитателю необходимо помнить, что за все ошибки, допущенные на утреннем приёме, он несёт личную ответственность.

         ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ является употребление детьми только кипячёной воды, смена которой в группах должна производиться не реже чем через 6 часов. Перед каждой сменой воды рекомендуется тщательно вымыть ёмкость для её хранения с применением моющих средств. Кроме того, необходимо постоянно напоминать родителям о необходимости употребления ребёнком кипячёной или бутилированной воды в домашних условиях.

          Не лишним окажутся беседы с родителями о правилах кормления ребёнка и привлечение их к обучению детей правилам личной гигиены.

           Для соблюдения детьми и персоналом дошкольного учреждения правил личной гигиены, а также для поддержания в учреждении надёжного санитарно-эпидемического режима необходимо иметь достаточный запас мыла, моющих и дезинфицирующих средств (с наличием сертификата качества и инструкции по их применению), туалетной бумаги. Желательно для мытья посуды использовать одноразовые бытовые салфетки.

          Конечно же, особые обязанности возлагаются на персонал пищеблока детского сада. Кроме того, что пища должна быть вкусной, она должна быть ещё и эпидемически безопасной.

          Поэтому ни в коем случае нельзя в работе допускать следующих ситуаций:

·      невыполнение требований, установленных рецептурой (температурный и временной режимы, бланшировка, вторичная термическая обработка и т.д.) при кулинарной обработке продуктов;

·     участие в приготовлении пищи сотрудников пищеблока с признаками острого инфекционного заболевания (ОРИ, ОКИ) или гнойничковых заболеваний рук;

·       приступать к работе в грязной одежде или с невымытыми после посещения туалета руками;

·     приём в учреждение пищевых продуктов с нарушением условий их транспортировки или при отсутствии документов, удостоверяющих их качество, а также продуктов с признаками гнили;

·       нарушение условий и сроков хранения пищевых продуктов и несоблюдение поточности при их технологической обработке;

·        несоблюдение сроков и условий реализации готовой пищи.

Если ежедневно соблюдать данные рекомендации, то это надёжно защитит детей от угрозы заражения острыми кишечными заболеваниями и пищевыми отравлениями в дошкольном учреждении.

Острые кишечные инфекции

Остерегайтесь ротавирусной  инфекции

 Не смотря на холодное время года в районе продолжают регистрироваться случаи острых кишечных заболеваний.  Как правило, в эпидпроцесс вовлекаются  маленькие дети в возрасте до трех лет. Доминирующим синдромом у детей является гастроэнтероколит, а возбудителем в ряде случаев ротавирусы.

 Ротавирусная инфекция (РВИ) широко распространена во всем мире,однако удельный вес  ротавирусной инфекции выше в более развитых странах, в которых уже достигнуты значительные успехи в контроле над острыми кишечными заболеваниями бактериальной этиологии. Эпидемиологической особенностью РВИ является  четко выраженная сезонность эпидемиологического процесса, которая приходится на холодное время года с высокой влажностью, пик сезонного подъема -  февраль-март.                  

 Возбудитель – ротавирусы – устойчивы во внешней среде, резистентны ко многим химическим агентам, к нагреванию. Их  отличает повышенная устойчивость к ряду химических дезинфектантов, другие же более эффективны в более высоких, чем обычно, концентрациях. При низкой температуре  (около минус 20 градусов) ротавирусы сохраняют инфекционность в течении нескольких лет.     

 Основным источником инфекции являются инфицированные люди-больные, а также вирусоносители.

 РВИ имеет типичный для острых кишечных инфекций  фекально-оральный механизм заражения. Основные пути распространения - контактно-бытовой, водный, пищевой, а факторы передачи инфекции многочисленны - вода, так как  не подвергается специальной очистке от вирусов, загрязненные овощи и фрукты, молоко и молочные продукты, контаминированные вирусом  при переработке, хранении, реализации.

 Но так как РВИ  - это кишечная инфекция, то профилактика ее сходна с профилактикой острых кишечных инфекций вызванных бактериальной  флорой. А именно – соблюдение правил личной гигиены, тщательное мытье рук, особенно перед едой и приготовлением пищи. Необходимо тщательно мыть овощи и фрукты, не употреблять воду из отрытых водоемов. Настоятельно не рекомендуется приобретать продукты питания в не установленных местах торговли, без документов, удостоверяющих их качество и безопасность.

 Соблюдение этих не сложных мер профилактики позволит защитить вашего ребенка от заболевания ротавирусной инфекцией. 

Полезные советы

по профилактике кишечных инфекций у детей

            Заражение кишечными инфекциями может произойти  посредством принятия пищи, воды или контактно-бытовым путем. То есть ребенок очень легко  заболеть, съев некачественную зараженную еду, выпивплохую воду или другой напиток, а также играя или   просто контактируя с больными детьми и взрослыми,пользуясь чужими «зараженными» вещами и игрушками.

            Исходя из этого, можно сделать ряд выводов и стараться всячески не допустить попадания возбудителей кишечных инфекций в детский организм.

              С младенчества приучайте ребенка мыть руки каждый раз перед едой, после туалета и по возвращении.

1.Следите, чтобы ребенок не сосал пальцы и различные предметы, вовремя состригайте ногти.

2.Еда должна быть всегда свежей – не готовьте для детей впрок, особенно летом.

3.Мясо, рыба и молочные продукты непременно должны поддаваться продолжительной термической обработке.

4.Овощи и фрукты мойте очень тщательно.

5.Старайтесь не хранить готовые блюда, но если есть необходимость, то соблюдайте соответствующий температурный режим.

6.Если ребенок ходит в сад, научите его пользоваться только своими личными вещами (полотенцем, расческой и так далее).

7.Если в доме есть больной, его необходимо изолировать от ребенка. Все предметы общего пользования нужно продезинфицировать, как и одежду больного.

8.Дверные ручки и уличные игрушки также необходимо регулярно обрабатывать антисептиками.

9.Домашние игрушки следует мыть и стирать, даже если вы не выносите их на улицу.

10.Поддерживайте чистоту в доме, не ходите обутые по жилым комнатам (имеется в виду не домашняя обувь), несколько раз в день проветривайте помещение.

Конечно, от всего застраховаться невозможно, но при ответственном подходе вполне реально уберечься от многих бед, значительно сократив шансы ребенка подцепить кишечную инфекцию.

Каждая прогулка содержит:

-наблюдения, которые формируют конкретные знания, развивающие мышление, интерес и любовь к природе, чувство красивого;

-дидактические игры и эксперименты, которые позволяют закрепить знания об окружающем мире у ребёнка, дают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с внешней средой;

-подвижные игры, которые помогают снять умственное напряжение от занятий, воспитывают моральные качества;

-художественное слово, которое помогает детям познавать мир, развивает любознательность.

-трудовое воспитание, которое помогает овладеть навыками и умениями.

Летом открываются новые возможности для ознакомления детей с природой: в природе происходит много изменений. Увеличивается время пребывания детей на участке, поэтому необходимо заранее продумывать деятельность взрослых и детей на прогулке. Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу родного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения.

Замечательным отдыхом в летний период, а также способом познания окружающего мира и себя в нём, станут для детей прогулки–походы, экскурсии, целевые прогулки. Естественные природные условия подарят дошкольникам массу впечатлений и будут способствовать совершенствованию движения. Каждой прогулке-походу, целевой прогулке и экскурсии предшествует предварительная работа с дошкольниками. Так, воспитатель не только проводит цикл бесед, игр, занятий, на которых дети получают необходимую информацию, овладевают специальными терминами, но и активизирует знание правил дорожного движения на случай, если маршрут прогулки-похода пересекает автомобильные дороги. Перед проведением прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки дошкольникам сообщается цель предстоящей деятельности, с тем, чтобы вызвать у них интерес. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят.
Начиная со второй младшей группы, проводят целевые прогулки с выходом за пределы участка детского сада. На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными явлениями. На прогулках воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представление о которых складывается длительное время.

Один из видов занятий по ознакомлению детей с природой – экскурсия. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явление природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям. Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные задачи. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается использованием различных приёмов (вопросы, загадки, стихи, обследовательские действия, игровые приёмы). Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. Полезно в процессе наблюдения использовать детскую художественную литературу. По окончанию основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях или животных, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе.

Наблюдения за живой природой.

Наблюдения за растениями. 

На деревьях и кустарниках – пышная и зелёная листва. Дети рассматривают листья различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья. На лугах, опушках лесов, парках, садах – множество различных цветов. Луговые цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик. Садовые: пион, флокс, гладиолус, настурция, роза, астра, георгин. В лесу много ягод (съедобные – земляника, черника, малина, голубика; ядовитые – волчье лыко, вороний глаз, паслён, бузина) и грибов (съедобные и несъедобные). Люди заготавливают сено, собирают урожай овощей, фруктов и ягод. Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений детей о растениях. Можно рассказать о целебных свойствах знакомых растений, из которых получают настой, чай, сироп, масло, порошок. Формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности. 
Наблюдения за животными. 

Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления, полученные детьми весной. Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу, прятаться от врагов. Взрослому нужно объяснить детям, что у птиц и зверей наступает ответственная пора – выхаживание потомства. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют. Воспитанникам следует объяснить, откуда берутся бездомные животные, чем они опасны.

Наблюдения за птицами. 

Летом дети продолжают наблюдать птиц. Обращают внимание на то, как быстро летают птицы, отлавливая насекомых, отмечают как часто прилетают они к гнезду с кормом для птенцов. Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения. Можно предложить найти доказательство полезности птиц (посмотреть кору деревьев, поискать гнездо птицы, подумать и сказать, как и чем она кормит птенцов). Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков-короедов и дровосеков. Ребята сами сделают вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет». Надо предупредить дошкольников, что гнёзда птиц трогать нельзя, иначе они перестанут жить в них. В июле воспитатель обращает внимание детей на то, как постепенно стихает пение птиц.

Наблюдения за насекомыми. 

Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей,  муха,  жук, комар, стрекоза. Бабочка, мотылек, любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью лупы.   Дать понятие «хрупкая»,  мотылек — «живой красивый цветок». Любуясь вместе с детьми бабочками, взрослый может рассказать им, почему крылья бабочек имею разную окраску. Оказывается, она помогает насекомым скрываться от врагов.  У бабочки павлиний глаз на крыльях большие пятна (глаза). Когда подлетает птица, бабочка раскрывает крылья, чем пугает птицу. Зелёного кузнечика трудно заметить на зелёной траве, однако его хорошо слышно издалека. Чем же он «поёт»? На правом надкрылье у него находится специальная перепонка. А на левом – толстая жилка с мелкими зубчиками. Когда левое надкрылье трётся о правое, получается стрекочущий звук.  Предложить детям послушать  стрекотание кузнечика, понаблюдать, как скачет и прячется в траве. Вызвать у детей доброе отношение к этому безобидному существу. Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не причинять им вред. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи, осы.  Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните детям, что мухи уничтожают гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. Необходимо формировать у детей бережное отношение к насекомым. 

Наблюдения за неживой природой

Сезонные и погодные явления.  

Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда – ливневые, с молнией, громом и градом. Во время наблюдений за дождём детей подводят к пониманию причин разного характера осадков зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха.  Воспитатель учит детей не бояться грозы, но соблюдать осторожность, не прятаться под высокими деревьями во время грозы. Интересно наблюдать утреннюю и вечернюю росу, туман, объяснять причину их образования. В начале лета бывает прохладно, погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Показывать и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Прослушивание стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию — лето красное.  Показать яркое сезонное явление — радугу. Старшие дети учатся по отдельным признакам определять состояние погоды. Середина лета наступает в июле, с момента цветения липы. Июль – самый жаркий месяц года, часто бываю ливни, грозы.  В водоёме тёплая вода, можно купаться. В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы.  Вода в водоёмах остывает. Для того чтобы показать детям, что летом бывает самый длинный день, продолжают наблюдения за временем восхода и захода солнца, которые проводятся в разные сезоны. На прогулках наблюдают за высотой стояния солнца. В подготовительной группе, определяя высоту солнца, можно понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром, когда солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце почти над головой, измерить длину тени. Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает  вертикально стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. На основе знакомства с народными приметами дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояния погоды.

Вода, песок, глина, камешки.

Даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период являются игры с водой и песком.

Наблюдения за трудом взрослого.

Продолжать работу, включая детей в выполнение трудовых действий воспитателя. Побуждать детей принимать участие в сборе урожая.

Наблюдения за жизнью улицы. Целевые прогулки.

Отметить, что на улицах можно увидеть поливальные машины, много машин легковых и грузовых. Отметить, что надо быть осторожным. Еще раз поговорить о  поведении на дороге. 

В процессе наблюдений воспитатель должен учить детей видеть очарованье природных уголков своего родного края, чтобы аромат цветов детства, родины они сохранили в своей памяти на всю жизнь. Во время занятий необходимо постоянно напоминать, что нужно охранять природу, заботиться о ней — так в раннем возрасте формируются основы экологического воспитания.
Раскрывая признаки неживого (не растёт, не живёт, не дышит), воспитатель сравнивает объекты неживой и живой природы: все животные, растения требуют ухода – они растут, живут.

Игры на прогулке

Летом игра занимает большое место в жизни детей. Близость к природе, солнце, тепло, пребывание на воздухе – все это создает положительный эмоциональный настрой и усиливает тягу к игре. Новые яркие впечатления обогащают содержание детских игр. Обилие разнообразного природного материала - песка, воды, веток, камешков и т. д. - способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета. Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее. Особенно важно летом использовать игру для создания у детей хорошего настроения, чувства удовлетворенности, бодрости, ведь в этом залог здоровья, хорошего отдыха и полноценного развития ребенка.

Важной предпосылкой для организации игровой деятельности является создание среды. На групповых участках создаются условия для всех видов игр. Размещая на участке различные сооружения и приспособления для игр, необходимо оставить просторную площадку для свободной деятельности детей, подвижных игр и игр с моторными игрушками. С большим удовольствием дети играют в сюжетно-ролевые игры в уютных беседках, под навесами, в домиках. Хорошо иметь на групповых участках несложные конструкции – самолет, ракета, автобус и др. Особого оборудования и места требуют игры с водой и песком - песочница с навесом и крышкой, емкости для воды, игрушки для игры с песком. Песок требует систематического ухода: его нужно ежедневно вскапывать, поливать, очищать от мусора. 
Дети любят играть «в театр». Для этого хорошо иметь ширму с красивыми яркими занавесками и место, где можно разместить ширму и столик для игрушечных декораций и персонажей. Летом особенно важно следить за чистотой игрушек и материалов – их необходимо ежедневно мыть.
Организуя игровую деятельность детей в течение дня, следует учитывать погоду. В жаркую погоду дети должны играть в более спокойные игры. Проводить их нужно в затененных местах участка.  В это время хороши игры с водой, пускание мыльных пузырей, настольные игры. В пасмурные дни должно быть больше подвижных спортивных игр. Важно вызывать интерес детей ко всем видам игр, так как разнообразие игр и их разумное сочетание способствуют разностороннему развитию.

В течение всего лета  дети с удовольствием принимают участие в предлагаемых взрослым подвижных играх, которые несут в себе огромный эмоциональный потенциал и укрепляют здоровье малышей.

Труд

В летний период детям предлагают выполнять трудовые действия разной мотивации: 
-помощь взрослому (поможем дворнику полить цветник) 
-забота о каком-либо живом существе (покормим птиц, кроликов)
-сооружение построек с целью развертывания сказочных сюжетов (по сказке «Теремок» и т. д.)

-украшение участка (красивые флажки, цветы и т.д.) 

-работа на огороде (полив, прополка, рыхление)

-работа в цветниках (полив, прополка, рыхление, сбор семян)

Воспитателям также важно донести до родителей информацию о широких возможностях провести лето с ребенком интересно и полезнопри этом сохранив его здоровье и оставив яркие впечатления от прошедшего отдыха. Беседуя с родителями воспитанников, необходимо показать, что лето – это подходящее время для развития и воспитания детей и важно не упустить те возможности, которое оно предоставляет. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребенка и в родном городе (посёлке), и за его чертой. Поэтому необходимо подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми, в процессе которого так важно замечать необычное в простом.  При этом нужно не только увидеть интересное явление, но и суметь объяснить его ребёнку, сохранить в памяти малыша на всю жизнь, как яркое  воспоминание  детства.
Данные формы работы позволяют формировать у детей навыки поведения на природе, развивать способности удивляться и удивлять, воспитывать заинтересованное и бережное отношение к окружающ

 

                                           Памятка  «Безопасное лето – 2023»

Вот и пришло долгожданное лето и каникулы. Чтобы отдых оставил приятные впечатления и воспоминания, а неприятности не омрачили три летних месяца, стоит подумать о безопасности.  

Уважаемые родители!

Предупреждаем Вас о том, что Вы несете полную ответственность за жизнь, здоровье и безопасность Ваших детей во время летних каникул!

  1. Законными представителями несовершеннолетнего являются его родители или лица, замещающие их.
  2. Родители несут полную ответственность за воспитание и содержание своих несовершеннолетних детей (Даже если ребенок находится у бабушки, ответственность несут родители. Поэтому необходимо ознакомить близких родственников с ответственностью за жизнь Вашего ребенка).
  3. Административная ответственность наступает с 14 лет, уголовная – с 16 лет (Однако за тяжкие преступления – уголовная ответственность наступает с 14 лет).
  4. За правонарушения, совершенные несовершеннолетними до 14 лет, административную ответственность несут родители учащихся.

      НАПОМНИТЕ ДЕТЯМ, ЧТО НЕОХОДИМО СОБЛЮДАТЬ:

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Переходить дорогу нужно на красный свет светофора, только по пешеходным переходам. Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин. Пересекать улицу надо прямо, а не наискосок. Передвижение в наушниках опасно для жизни (особенно на пешеходном переходе и железнодорожном переезде). В темное время суток необходимо использование световозвращающих элементов.

Нельзя играть на проезжей части дороги. При использовании роликовых коньков, скейтбордов и самокатов, помнить, что проезжая часть не предназначена для их использования, кататься по тротуару, на специальных площадках. Не допускается  вождение несовершеннолетними скутеров, мопедов, мотоциклов, автомобилей. Для управления мопедом, скутером, мотоциклом нужно сначала получить водительские права (после 16 лет) и необходимые документы на механическое транспортное средство.

Езда на велосипеде по проезжей части разрешена с 14 лет только при отсутствии тротуараПри пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен вести велосипед рядом с собой и руководствоваться требованиями для движения пешеходов. Велосипед обязательно должен быть оборудован сигнальным звонком, зеркалом  заднего вида, катафотами. Переезжать пешеходный переход на велосипеде ЗАПРЕЩЕНО. Велосипедист должен вести велосипед рядом с собой. На велосипеде детям можно кататься в пешеходных и жилых зонах, на тротуарах, велосипедных и пешеходных дорожках, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов. 

ПРАВИЛА ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ

  1. Неукоснительно соблюдайте порядок включения электроприборов в сеть: шнур сначала подключайте к прибору, а затем к сети. Отключение прибора производится в обратной последовательности.
  2. Уходя из дома или даже из комнаты, обязательно выключайте электроприборы (утюг, телевизор и т. п.).
  3. Не вставляйте вилку в штепсельную розетку мокрыми руками.
  4. Никогда не тяните за электрический провод руками – может случиться короткое замыкание.
  5. Ни в коем случае не подходите к оголенному проводу и не дотрагивайтесь до него – может ударить током.
  6. Не пользуйтесь утюгом, чайником, плиткой без специальной подставки.
  7. Не прикасайтесь к нагреваемой воде и сосуду (если он металлический) при включенном в сеть нагревателе.
  8. Никогда не протирайте включенные в сеть электроприборы влажной тряпкой.
  9. Не вешайте цветочные горшки над электрическими проводами.
  10. Нельзя гасить загоревшиеся электроприборы водой.
  11. Не прикасайтесь к провисшим или лежащим на земле проводам.
  12. Опасно влезать на крыши домов и строений, где вблизи проходят линии электропередачи, а также на опоры (столбы) воздушных линий электропередачи.
  13. Не пытайтесь проникнуть в распределительные устройства, трансформаторные   подстанции,   силовые   щитки   –   это   грозит   смертью!
  14. Не используйте бумагу или ткань в качестве абажура электролампочек.
  15. Не пытайтесь проводить ремонт электроприборов при их включенном состоянии (в электросети).
  16. В случае возгорания электроприборов, если вы не можете              погасить вспышку пожара, вызывайте по телефону 101 или 112 пожарную службу.

ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Не играйте с огнем.

Не нагревайте предметы из неизвестного материала.

Не оставляйте включенные электроприборы без присмотра, а уходя из дома выключайте их из сети.

Не используйте горючие средства для разжигания костров, печей.

Тушите костры до конца.

Не поджигайте сухую траву или тополиный пух.

Не кидайте в урны горящие спички.

Не протирайте включенные электроприборы влажной тряпкой.

Не вешайте корзины с цветами над электроприборами или проводами.

Не тушите загоревшиеся электроприборы водой.

Звоните в пожарную службу при обнаружении даже самого мелкого пожара.

Если возник пожар

В первую очередь, ребенку необходимо сразу позвонить по номеру «101» и дать по телефону точную информацию о местонахождении здания.

Нельзя оставаться в горящем помещении и прятаться в шкафы или иные предметы мебели. Если пожар случился в квартире, нужно срочно ее покинуть, закрыв за собой дверь. Если в помещении есть дети, их необходимо вывести. Если путь к выходу лежит через горящую комнату, то необходимо закрыть в нее дверь и звать на помощь через окно.

Если пожар возник в подъезде, нужно оставаться в квартире и не открывать дверь до тех пор, пока огонь не будет потушен. При проникновении дыма в квартиру необходимо открыть окна.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ, НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ

На улицах существует очень много опасностей. Несмотря на то, что мы привыкли находиться в шумной толпе, это бывает небезопасно.

НЕОБХОДИМО

всегда предупреждать родителей куда идут, с кем и когда вернутся;

не ходить одному по улице в тёмное время суток. Если сложилась такая ситуация, иди только по ярко освещённым местам. Если путь лежит через тёмные и узкие переулки, позвонить родителям и попроси встретить;

не привлекать к себе внимание, громко слушая музыку по телефону и т.д.;

не надевать дорогие броские украшения, если собирается идти куда-то без взрослых;

нельзя вешать ключи от квартиры на шею или закреплять их на поясе брюк, для этой цели лучше сделать специальный кармашек;

не залезать во время игр в стоящие бесхозные машины, подвалы и другие подобные места;

увидев компанию молодых людей, лучше перейти на другую сторону, и ни в коем случае не вступать с ними в разговор;

никогда и ни при каких обстоятельствах не вступать в перебранку в общественном месте;

если на улице подошли люди и спрашивают, как найти улицу, можно объяснить, как дойти, но ни в коем случае не провожать их;

если на улице незнакомец предложил посмотреть что-либо или попросил помочь донести сумку, обещая заплатить, необходимо категорически отказаться;

если видишь тормозящую машину, необходимо как можно дальше отойти от нее и ни в коем случае не садиться, даже если улица, разыскиваемая водителем машины, тебе по пути;

если показалось, что кто-то преследует, то следует перейти на другую сторону дороги, зайти в магазин, на автобусную остановку, обратиться к любому взрослому человеку или привлечь внимание прохожих;

если угрожает опасность, не стесняясь, звать на помощь и защищаться;

не участвовать в несанкционированных уличных шествиях, нарушающих общественный порядок;

в общественных местах необходимо строго соблюдать общественный порядок, правила уличного движения и пользования городским и другими видами транспорта;

нельзя играть в карты и другие азартные игры, распивать спиртные напитки.

Необходимо помнить, что участие в любом массовом мероприятии сопряжено с повышенной опасностью. Чтобы избежать возможных неприятностей, каждому необходимо знать основные правила поведения в местах большого скопления людей. Человек, находящийся в толпе, подвергается опасности из-за возможности возникновения давки; возможного проявления агрессии со стороны участников мероприятия (футбольных фанатов, хулиганов, участников митинга.) возможности столкновения с сотрудниками органов правопорядка (при участии в акциях протеста).

При занятии активными видами спорта (езда на скейте, роликах, велосипеде) необходимо обеспечить надежную защиту уязвимых мест. Для этого надо использовать шлем, наколенники, налокотники, защиту ладоней. При езде на роликах обращайте внимание на то, чтобы они надежно фиксировали лодыжку.

На объектах железнодорожного транспорта ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

ходить по железнодорожным путям,

прыгать с платформ,

подлезать под платформу и подвижной состав,

играть вблизи железнодорожных путей,

кататься на кабинах и крышах поездов,

класть на пути посторонние предметы,

бросать камни в движущийся поезд

переходить железнодорожные пути в неустановленных местах,

пользоваться вблизи железнодорожного полотна наушниками и не разговаривать по мобильному телефону.

ПРАВИЛА НАХОЖДЕНИЯ В ЛЕСУ

При посещении лесов, полей, торфяников запрещается:

повреждать и уничтожать лесные культуры, сеянцы либо саженцы в лесных питомниках и на плантациях, а также молодняки естественного происхождения и самосева на площадях, предназначенных под лесовосстановление;

рубить, ломать деревья и кустарники. Для разжигания костра необходимо использовать только ветки сухостоя;

уничтожать лесную флору и фауну;

повреждать, собирать растения, занесённые в Красную книгу Республики Беларусь;

повреждать, разрушать муравейники и гнёзда птиц;

самовольно собирать дикорастущие плоды, орехи, грибы, ягоды и т.п. на участках, где это запрещено или допускается только по лесным билетам;

разводить костры;

повреждать и уничтожать сооружения, специально построенные для мест отдыха (скамейки, столы и т.п.);

загрязнять леса, поля, торфяники бытовым мусором;

закапывать мусор в землю или специально разводить костры для его уничтожения;

пробовать на вкус незнакомые ягоды и грибы.

Остерегайтесь лесных животных и насекомых! От укусов клещей поможет защититься головной убор и одежда, закрывающая ноги и руки. Применяйте специальные средства по отпугиванию насекомых. Избегайте контакта с осами, пчелами, шмелями и шершнями. Их укусы болезненны и могут вызвать аллергическую реакцию и даже нанести ребенку психологическую травму. Держите в аптечке средство для лечения укусов насекомых.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА РЕКАХ И ВОДОЕМАХ

Безопасность жизни детей на водоемах во многих случаях зависит от взрослых!

Категорически запрещено купание:

детей без надзора взрослых;

в незнакомых местах;

на надувных матрацах, камерах и других плавательных средствах (без надзора взрослых); Необходимо соблюдать следующие правила:

Прежде чем войти в воду, необходимо сделать разминку, выполнив несколько легких упражнений.

Постепенно входите в воду, убедившись в том, что температура воды комфортна для тела (не ниже установленной нормы).

Не нырять при недостаточной глубине водоема, при необследованном дне (особенно головой вниз!), при нахождении вблизи других пловцов.

Продолжительность купания - не более 30 минут, при невысокой температуре воды - не более 5-6 минут.

При купании в естественном водоеме не заплывать за установленные знаки ограждения, не подплывать близко к моторным лодкам и прочим плавательным средствам.

Во избежание перегревания отдыхайте на пляже в головном уборе.

Не допускайте ситуаций неоправданного риска, шалости на воде.

Выучите наизусть телефоны экстренных служб спасения.

При виде тонущего человека очень быстро и громко позовите на помощь взрослых, наберите номер службы спасения).