Фотоматериалы

  •  "Красная книга Беларуси"
  • Наблюдение «Растения на территории дошкольного учреждения»
  • Лэпбук "Красная книга Беларуси"

Программа «Зеленые школы» была адаптирована для Беларуси в рамках проекта Программы развития ООН «Повышение экологической информированности молодежи через учреждение и развитие «Зеленых школ» в Беларуси», финансируемого Европейским Союзом. Национальным исполняющим агентством проекта стало Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды. Проект завершился 31 декабря 2010 года. За один год работы были разработаны методические материалы, проведены обучающие семинары для учителей и экскурсии для школьников. В 2013 году Положение о реализации проекта «Зеленые школы» подписали представители министерств образования и природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Таким образом в Беларуси была внедрена новая модель экологического образования.

Планирование специально организованной и нерегламентированной деятельности по реализации проекта «Зелёные школы» на 2022/2023 учебный год

  1. Направление «Биоразнообразие»


Цель: активное вовлечение воспитанников, законных представителей в экологическую и природоохранную деятельность при изучении биоразнообразия на территории учреждения.
 Задачи:
- актуализировать представления о видовом разнообразии растений и животных территории учреждения и условиях его сохранения и увеличения;
- формировать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость;
- вовлекать воспитанников и их родителей (законных представителей) в общественно значимые действия и мероприятия по сохранению природы и бережному отношению к её ресурсам;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы.

 

№ п/п

Содержание задания

Формы работы

Сроки проведения

Ответственные педагогические работники

Мероприятия по выполнению задания

1.1

Изучить разнообразие типичных  коренные растений природной флоры данной местности  и нетипичных (некоренные, несвойственные для данной территории) деревьев и кустарников на территории учреждения дошкольного образования  

Познавательно – практическая деятельность «Различение деревьев по листьям и плодам».

сентябрь

Воспитатели разновозрастных групп № 3, № 4.

 Заместитель заведующего по основной деятельности Стригоцкая Г.В.

 

 

 

1. Организовать выставку рисунков деревьев выполненных воспитанниками.

2. Разместить рядом с картосхемой изображения каждого вида деревьев.

3.Фотографии занятий, рисунки воспитанников и др. разместить на сайте учреждения образования.

Экскурсия, наблюдение   по территории «Растения на территории дошкольного учреждения».

октябрь

Познавательно- практическая деятельность «Различение деревьев зимой по стволу, веткам (весной по листьям)».

Январь,

апрель

Дидактические игры с картинками «Различение деревьев по листьям, плодам».

«С чьей ветки детки?»

Сентябрь,

 

 

октябрь

Рисование «Деревья родного края».

Сентябрь

Составление гербария из растений природной флоры данной местности

Ноябрь

Изготовление пособий:

«Цветы»

Папок – передвижек «Поры года»

Сентябрь,

 

октябрь

1.2

Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения дошкольного образования, создать «дикий луг» с целью увеличения разнообразия животного мира.

Экскурсия, наблюдение «Травянистые дикорастущие растения

на территории дошкольного учреждения».

Май 2023

Воспитатели   разновозрастных групп № 3, № 4.

Заместитель заведующего по основной деятельности Стригоцкая Г.В.

1. Выявить места произрастания дикорастущих травянистых растений на территории дошкольного учреждения

2. Фотографии разместить на сайте учреждения образования.   3. Создать «дикий луг», его расположение

 отметить на картосхеме территории учреждения дошкольного образования 

    

Определение места, на котором будет организована посадка растений, размещён «дикий луг»

Апрель

Посадка растений

Май

Занятие «Лекарственные растения»

Апрель

Дидактическая игра «Мир растений»

Июнь

Наблюдение за насекомыми на «диком лугу»

Июнь

Фотографирование «Дикого луга»

Май

Июнь

1.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучить разнообразие птиц на территории учреждения дошкольного образования

Акция «Осенние наблюдения за птицами»

Октябрь

Воспитатели   разновозрастных групп № 3, № 4.

Заместитель заведующего по основной деятельности Стригоцкая Г.В.

1. Организовать выставку рисунков «Птицы моей страны»

2. Фотографирование птиц

3.   Информацию о разнообразии птиц разместить на сайте учреждения образования.

4 Участие в акции «Наблюдения за птицами».

Чтение и заучивание произведений В.Бианки, Пришвина, Паустовского

Октябрь

Наблюдение «Птицы, обитающие на территории учреждения дошкольного образования»

Апрель, май

Экологический проект «Откуда прилетает аист»

Апрель

Выставка рисунков «Птицы моей страны».

Май

1.4

Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения дошкольного образования

Экскурсия, наблюдение «Насекомые, обитающие на участке учреждения дошкольного образования»

Май 2023

 

 Воспитатели разновозрастных групп № 3, № 4.

Заместитель заведующего по основной деятельности Стригоцкая Г.В.

1. Изучить разнообразие наземных насекомых   на территории учреждения.

2. Организовать выступление воспитанников перед детьми младших групп, родителями (законными представителями) с информацией «Полезные малыши»

3. Информацию и фотографии о разнообразии наземных  насекомых разместить на сайте учреждения образования.

Экологическое развлечение «Полезные малыши».

Май

Выставка рисунков «Наши насекомые»

Май

1.5

Проанализировать ситуацию по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования

Участие в областном фестивале на экологическую тему «Созидая, не разрушай»

Сентябрь

Воспитатели   разновозрастных групп № 3, № 4.

Заместитель заведующего по основной деятельности Стригоцкая Г.В.

Отчёт и фотографии разместить на сайте учреждения образования.

Занятие «Красная книга Республики Беларусь»,

Февраль 2023

Познавательные беседы с воспитанниками

 «Правила поведения в лесу, на реке, в парке».

Март

Виртуальная экскурсия в беловежскую пущу.

Февраль

Выращивание рассады цветов

 

Апрель

1.6

Изготовить и разместить

кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц  

Изготовление кормушек совместно с родителями (законными представителями)

Октябрь, ноябрь

Воспитатели   разновозрастных групп № 3, № 4.

Заместитель заведующего по основной деятельности Стригоцкая Г.В.

1.Составить отчёт о количестве изготовленных и размещённых кормушек для птиц и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки. 

2.Отчёт и фотографии птиц на кормушках разместить на сайте учреждения образования.

 

Сбор и заготовка корма для различных видов птиц.

Октябрь, ноябрь

Развешивание кормушек

Ноябрь

Экскурсия, наблюдение «Птицы на кормушках»

Ежедневно

Фотосъемка птиц на кормушках.

Декабрь, январь

Участие в социальных акциях «Поможем пернатому другу»

Январь

1.7

Создание и размещение на территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории) искусственных гнездовий для птиц

Экскурсии, наблюдения «Перелетные птицы»

Апрель 2023

Воспитатели   разновозрастных групп № 3, № 4.

Заместитель заведующего по основной деятельности Стригоцкая Г.В.

1.Организовать выступление воспитанников перед   родителями «Зачем нужны скворечники?»

3. Информацию (фотоотчет) разместить на сайте учреждения образования.

Познавательная деятельность «Позвони птице» (различение птиц по голосу).

Апрель

Выступление «Зачем нужны скворечники»

Март

Акция «Мы построим птичкам дом»

Март

Изготовление скворечников совместно с родителями.

Март

Занятие «Перелётные птицы».

 

Апрель

Фотографирование гнездований с «новыми жильцами»

Апрель, май

1.8

Создать и разместить на территории учреждения дошкольного образования «Клумбы для бабочек»

Определение места, на котором будет организована клумба

Май 2023

Воспитатели   разновозрастных групп № 3, № 4.

Заместитель заведующего по основной деятельности Стригоцкая Г.В.

1. Отметить расположение клумбы на картосхеме территории учреждения

2.Провести конкурс рисунков «Самая красивая бабочка»

3.Фотоотчет разместить на сайте учреждения образования.

Занятие «Луговые травы и цветы – дом для бабочек»

Май

Наблюдение за бабочками

Май, июнь

Рисование «Самая красивая бабочка»

Июнь

Фотографирование клумбы, бабочек и других насекомых на ней.

Май, июнь

 

  1. Направление «Энергосбережение»

 

Цель: изучение потребления электроэнергии и тепла в дошкольном учреждении и дома.
Задачи:

изучить места потребления энергии в учреждении;

указать на схематическом плане здания учреждения основные приборы, потребляющие энергию;

изучить потребление электроэнергии и тепла дома

 

№ п/п

Содержание задания

Формы работы

Сроки проведения

Ответственные педагогические работники

Мероприятия по выполнению задания

2.1

 

Провести изучение

потребления электроэнергии в учреждении дошкольного образования

Занятие «Удивительная встреча с Электроником», «Приключение лампочки» 

 Ноябрь

 

 

 Воспитатели разновозрастных групп № 3, № 4.

Заместитель заведующего по основной деятельности Стригоцкая Г.В.

 

 

  

1.Фотоотчёт разместить на сайте учреждения.

 2. Провести беседу «День экономии электроэнергии».

3. Провести экскурсию, определить основные места, где можно сэкономить электроэнергию.

Личные мини-проекты

 Декабрь

Развлечение «Путешествие бережливых»

 Ноябрь

 

Беседа «Где живёт электричество в детском саду?»

 

 Октябрь

Рисование «Электростанции»

  

 Ноябрь

Познавательная беседа «Для чего нужны счетчики электроэнергии?»

Ноябрь

 

Международный день экономии электричества. Беседа.

 

 11 ноября

 

Экскурсия по учреждению дошкольного образования «Как и где мы можем экономить электроэнергию?»

(Определить   основные места, где можно сэкономить электроэнергию)

   

 

Октябрь

2.5

Провести изучение потребления электроэнергии расходование тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома.

Практическая работа воспитанников и их родителей «Экономия электроэнергии и тепловой энергии дома».

Февраль 2023

 

 

Воспитатели   разновозрастных групп № 3, № 4.

Заместитель заведующего

по основной деятельности Стригоцкая Г.В.

1. Разместить на сайте учреждения отчет о практической работе воспитанников и их родителей о расходование тепла дома.

2.Размещение на сайте учреждения образования памяток по рациональному использованию электроэнергии дома.

3. Фотоотчёт о проведении конкурса рисунков разместить на сайте учреждения

Изготовление фото или видео презентации «Как моя семья бережёт электричество и тепло».

 

 

Март

 

Разработка памяток по экономии электроэнергии дома.

 

Апрель

 

Фотоколлаж «Как сберечь энергоресурсы дома»

 

Март

Конкурс рисунков «Экономим энергию»

Март

  1. Направление «Водосбережение»


Цель: изучение потребления воды в учреждении дошкольного образования.
Задачи:
- изучить места потребления воды в учреждении;
 - изучить и проанализировать информацию о потреблении воды в учреждении;
- уменьшить объёмы потребления воды в учреждении.

№ п/п

Содержание задания

Формы работы

Сроки проведения

Ответственные педагогические работники

Мероприятия

по выполнению задания

3.1

Провести изучение потребления воды в учреждении дошкольного образования

Занятие «Вода. Источники воды. Значение воды в жизни человека»

Декабрь

Воспитатели   разновозрастных групп № 3, № 4.

Заместитель заведующего

по основной деятельности Стригоцкая Г.В.

1.Организовать выставку рисунков «Где живут капли в детском саду»

2. Составить отчет по результатам изучения.

Проект: «Путешествие капельки»

Январь 2023

Исследовательская деятельность «Загрязнение воды. Способы сохранения питьевой воды»

Март

Рисование «Где живут капли в детском саду»

Декабрь

Беседа «Как нам воду экономить?»

Ноябрь

3.4

Провести изучение потребление воды дома. Разработать семейные памятки  по рациональному использованию воды  и её сбережению дома (совместно с родителями).

Проект «Помощники воды у нас дома» (совместно с родителями)

Фотоколлаж

 

Март 2023

 Воспитатели разновозрастных групп № 3, № 4.

Заместитель заведующего

по основной деятельности Стригоцкая Г.В.

  1. Реализовать творческий проект «Помощники воды у нас дома».

2. Распространить семейные памятки, буклеты по рациональному использованию воды дома между родителями и сотрудниками.

3. Разместить информацию на сайте учреждения образования.

Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и её сбережению дома.

Январь

 

  1. Направление «Обращение с отходами»


Цель: минимизация объемов образования отходов в учреждении дошкольного образования.
Задачи:
- изучить состав образующихся в дошкольном учреждении и дома отходов;

 - привлечь дошкольников и педагогических работников к уменьшению отходов внутри дошкольного учреждения и дома;
- организовать раздельный сбор отходов в дошкольном учреждении

.

п/п

Содержание задания

Формы работы

Сроки проведения

Ответственные педагогические работники

Мероприятия по выполнению задания

4.1

Изучить состав образующихся  в дошкольном учреждении отходов, проанализировать источники их образования

Беседа с помощником воспитателя «Какого мусора собирается з день больше»

Октябрь

Воспитатели   разновозрастных групп № 3, № 4.

Заместитель заведующего

по основной деятельности Стригоцкая Г.В.

1. Составить отчет по результатам изучения с указанием источников и состава отходов.

2. Организация раздельного сбора мусора в учреждении образования, установка специальных урн для различных типов отходов

3. Отчет разместить на сайте учреждения образования 

Беседы с детьми: «Что нам мусор расскажет?»

Октябрь

Игра «Разделим мусор»

Декабрь

Беседа «Сортируем мусор правильно»

Ноябрь

Организация раздельного сбора мусора в учреждении, установка специальных урн для различных типов отходов.

В течение года

4.4

Изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче.

Акция «Меньше мусора – богаче страна!»

Апрель

Воспитатели   разновозрастных групп № 3, № 4.

Заместитель заведующего

по основной деятельности Стригоцкая Г.В.

1. Разработанные памятки, фотографии разместить на сайте учреждения образования.

2. Представить на родительском собрании семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче  

 

 

Участие в акции «Чистый дворик» 

Май

Разработать семейные

памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче

Январь

 

  1. Направление. «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»


Цель: информирование воспитанников, родителей, педагогический коллектив и общественность о вопросах экологически грамотного поведения в природе и обществе.
Задачи: проводить информационно-экологические мероприятия; выдвигать природоохранные инициативы; вовлекать в работу по данному направлению и участвовать в экологических конкурсах, проектах, акциях, освещать деятельность учреждении через СМИ.

 

№ п/п

Содержание задания

Формы работы

Сроки проведения

Ответственные педагогические работники

Мероприятия

по выполнению задания

5.1

Подготовка наглядного природоохранного информационного материала, созданного обучающимися (не реже 1 раза в год)

Сбор коллекций: гербария, объектов неживой природы (камушки, семена) и др.

 В течение года

 Воспитатели разновозрастных групп № 3, № 4.

Заместитель заведующего

по основной деятельности Стригоцкая Г.В.

 Разместить памятки, консультации, плакаты в общедоступных местах в учреждении дошкольного образования

 

 

 

 

Изготовление лэпбука «Красная книга Беларуси».

Изготовить пособие «Экологическое лото»

Подготовить фотоматериал для выставки «Наблюдения в природе» 

Разработать картотеку образовательных ситуаций «Поведение в природе». 

Выставка плакатов, рисунков «Энергию береги!»

Разработать памятки  «Советы по выбору упаковки», «Переработка мусора» и др.

Изготовление дидактического пособия «Экологические часы»

Октябрь

5.2

Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: праздники, выступления перед общественностью (на родительских собраниях, в младших группах учреждения дошкольного образования) и др. (не менее одного раза в год)

 

Экологический досуг «День Земли».

 Апрель

 Воспитатели разновозрастных групп № 3, № 4.

Заместитель заведующего

по основной деятельности Стригоцкая Г.В.

 Оформить фотоотчет о мероприятиях, с указанием даты, места проведения и пр.

разместить на сайте и информационных стендах.

 

 

 

Круглый стол «Экологическое воспитание дошкольников»

В течение года

 

Анкетирование родителей по теме экологического образования.

 

5.3

Проведение экологических акций с привлечением местного населения и освещение их в средствах массовой информации (не менее одного раза в год)

 

Природоохранные акции: «Домики для птиц», «Птичья столовая» (совместно с родителями изготовление кормушек). 

 В течение года

 Воспитатели разновозрастных групп № 3, № 4.

Заместитель заведующего

по основной деятельности Стригоцкая Г.В.

Осветить акции на сайте дошкольного учреждения, в Телеграмм канале управления образования района, в Истаграмм

Природоохранные акции «Сохрани дерево – сдай

макулатуру»

В течение года

Участие в субботнике по наведению порядка и благоустройству территории учреждения  

В течение года